» Музыковеды из-за границы
Новости
Величина темы колеблется обычно от четырех—восьми так­тов в умеренном движении до шестнадцати—двадцати (редко тридцати двух) тактов в более подвижном темпе. Исторически сложилась и особая форма изложения темы. Однако формам музыкальных произведений и их частей будут посвящены от­дельные беседы.

Подробнее

» Тема музыки
Новости
Отдельные части музыкального произведения (или, как го­ворят, музыкальные построения) выполняют в нем различные смысловые задачи. Одни носят вступительный характер, дру­гие— заключительный, в одних излагается мысль, в других она получает дальнейшее развитие. Вступление и заключение при всей своей важности не могут считаться основными частя­ми. А всякого рода развитие возможно лишь после того, как изложен определенный тезис, дан определенный материал, ко­торый требует продолжения, изменения, разработки. Вот по­чему особое значение приобретают те части произведения, в которых слушатель как бы впервые знакомится с основной мыслью, с «зерном» произведения. Такая мысль, сравнительно небольшая и достаточно завершенная, называется музыкаль­ной темой.

Подробнее

» Речевой и музыкальный языки
Новости
Обратимся снова к сравнению речевого языка с языком музыкальным. Начнем с того, что, подобно человеческой речи, музыке свойственна членораздельность. Слушая про­изведение, мы ясно ощущаем музыкальные «запятые» и «точ­ки с запятой», просто «точки» и даже «абзацы». Границы меж­ду частями произведения—независимо оттого, велики эти части или малы, — называют цезурами. Понятно, что могут быть цезуры глубокие — вроде уже упомянутых границ между дей­ствиями оперы или балета — и менее заметные, подобные тем, какие отделяют куплет от куплета или даже строчку от строч­ки в песенной мелодии- Обратим внимание на разграниче­ние отдельных музыкальных фраз в песне «Исходила младенька» (пример 3). 

Подробнее

» Главное – это ритм
Новости
Ритм вместе с темпом и метром создает характер движе­ния, и если не забывать, что музыка — это искусство, сущест­вующее во времени, а не в пространстве, что она непрерывно течет, разворачивается, а не сохраняет все свои элементы без изменений долгое время, — то станет понятно огромное значе­ние ритма.

Подробнее

» Первые звуки
Новости
Звуки одинаковой и различной длительности образуют рит­мический рисунок мелодии, ее ритм. Ритм большей части ме­лодий настолько индивидуален, что очень часто только по рит­мическому рисунку можно узнать все произведение (есть да­же такая забава — по ритму, который отстукивают каранда­шом или отбивают ладонями, угадывать мелодию). Мы уже говорили о маршевом ритме «Варшавянки». 

Подробнее

» Симфонии
Новости

Акты опер и части симфоний—это своего рода «целые ча­сы» музыкального времени, а запевы и припевы — его «мину­ты». Но есть еще и музыкальные «секунды», которые очень важны и для выразительности, и для организованности музы­ки. Как они отсчитываются? С помощью ударений, акцентов.

 

В нотах такты отделяются друг от друга вертикальными линиями, стоящими перед первой, ударной, сильной долей. Та­ким образом, правильная запись песни «Ах вы, сени» получит следующий вид:

Подробнее

» Деления в музыке
Новости
Вторая половина куплета начинается словами иного содер­жания— здесь звучат светлые надежды, уверенность в окон­чательном торжестве сил добра и справедливости- Нужны и новые средства музыкальной выразительности. Мелодия уст­ремляется постепенно вверх, ее поддерживают аккорды сопро­вождения — теперь уже мажорные:

Подробнее

» Гармония в музыке
Новости

Однако очень часто бывает так, что голосов в музыке не­сколько, но ясно выраженная мелодия—только у одного, а остальные играют роль сопровождения. В самом простом слу­чае таким сопровождением служит последовательность аккор­дов, закономерно построенных созвучий. Вот припев из купле­тов отважного тореадора Эскамильо (опера Визе «Кармен»):

 

Энергичную призывную мелодию здесь поддерживают чет­кие и определенные аккорды — гармония.

Подробнее

» Русская песня
Новости

Есть русская народная песенная полифония, которая пред­полагает, что каждый исполнитель поет свой вариант песни. В песне «Калинка», например, нижний голос поет почти то же, что и верхний, только несколько ниже:

А вот другой пример, песня «Ой да ты, калинушка», в ко­торой голоса-варианты более разнообразны — это еще типич­нее для русского народного многоголосия. Голоса вступают в разное время, их мелодии, сохраняя общую основу, во мно­гом отличаются друг от друга.

Такова народно-песенная или, как ее называют, подголосочная полифония.

Подробнее

» Распространенные лады
Новости
Из различных ладов наиболее распространены мажор и минор. Об их выразительных возможностях говорить не при­ходится: каждый представляет их себе настолько ясно, что са­ми слова «мажор» и «минор» уже давно употребляются за пределами музыки. «Что-то у тебя, — говорим мы погрустнев­шему товарищу, — нынче минорное настроение»*.

Подробнее